Гелевые аккумуляторы – новый вид зарядных устройств

Статья знакомит читателей с гелевыми аккумуляторами, кратко освещает их устройство, достоинства и недостатки, применение на автомобилях, мотоциклах и скутерах. Более детально рассматривается проблема обслуживания.

Типы аккумуляторов

гелевые_аккБольшинство автомобилей, мотоциклов и скутеров снабжены батареями классического типа, в которых электролитом служит смесь воды, полученная дистилляцией, и серной кислоты. Они хорошо зарекомендовали себя на практике и служат достаточно долгий срок. В качестве альтернативы этим испытанным агрегатам в последнее время появились гелевые аккумуляторы, которые стали использовать не только на автомашинах, но и на мотоциклах и скутерах.
Они производятся по двум технологиям – GEL и AGM. По технологии GEL в раствор кислоты вводится специальная добавка (двуокись кремния), вызывающая преобразование электролита в массу, подобную желе-гель. Технология AGM состоит в том, что материалом-сепаратором из стекловолокна заполняют всё пространство между электродами. Оба типа батарей характеризуются как необслуживаемые, потому что они не нуждаются в добавлении воды для того, чтобы сохранить необходимую плотность электролита. Они схожи по ряду других свойств: оба типа обладают повышенной виброустойчивостью, надёжной герметичностью и длительным сроком эксплуатации.
Некоторые производители стали применять свинцовые ленты небольшой толщины, свивая их в рулон. Эта новация дала возможность многократно увеличить площадь контакта электродов и электролита и привела к созданию надёжного, мощного, удобного в обращении аккумулятора. Пусковые токи в подобных батареях увеличились до 700-800 A.

Достоинства и недостатки гелевых аккумуляторов

Гелевые устройства для автомобилей, мотоциклов и скутеров обладают своими достоинствами и недостатками.

Видео в тему:

Основными достоинствами являются следующие:

1) Электролит в виде геля не вытекает из корпуса в любом его положении.
2) Способность выдерживать до 400 циклов полной зарядки.
3) Возможность противостоять глубокому разряду.
4) Пусковой ток достигает большой величины.
5) Длительное время работы.



К недостаткам следует отнести:

1) Высокую стоимость устройства по отношению к классическим, кислотным.
2) Абсолютную нетерпимость короткого замыкания – даже очень короткое замыкание своим следствием имеет разрушение агрегата.
3) Крайнюю чувствительность к постоянному току, при котором выполняется зарядка.
4) Требование приспособленной бортовой аппаратуры для подзарядки.
5) Непереносимость низкой температуры.

Гелевые устройства для мототехники

Некоторые отрицательные черты зарядных устройств гелевого типа вызывают скептическое отношение со стороны ряда автолюбителей. Но большинство мотоциклистов и владельцев скутеров считают, что для мотоцикла и скутера гелевый вариант предпочтительнее традиционного, кислотного по ряду причин. Мотоциклисты отмечают, что у кислотных устройств пары серной кислоты, попадающие на разъёмы, рамы, проводку мотоцикла, разрушают их во время езды, что у гелевых аккумуляторов отсутствует. Эти устройства работают во всех положениях, которые приходится принимать мотоциклу или скутеру. Поэтому не удивительно, что водители мотоциклов и скутеров считают, что наиболее приемлемым для их машин является гелевый аккумулятор.

Эксплуатация гелевых аккумуляторов

Особенности обслуживания

Существуют определённые отличия обслуживания этих аккумуляторов от обычных. Не во всех сервисных центрах знают правила их обслуживания и зарядки. Отметим, что заряжаются они с помощью специальных приборов, а главное условие состоит в том, что подаваемое напряжение не должно быть выше порогового. Пороговое напряжение должно быть, согласно инструкции, в пределах 14,3-14,5 v. Превышение этой величины приведёт к разрушению батареи.
Устройство допускает длительное хранение, даже при отрицательной температуре, будучи совершенно разряженным. Заряд при высоком напряжении сопровождается бурным выделением газа из электролита, причём в объёмах, которые не могут быть поглощены, тогда как при обычном режиме выделение газа практически отсутствует. Батарея может быть использована дома, в салоне автомашины и в любом замкнутом пространстве без страха воздействия ядовитых веществ. Но при выделении газа, под его действием, гель отделяется от пластин. Контактная поверхность пластин с электролитом становится меньше, и аккумулятор перестаёт давать прежний объём тока. Восстановить его не удастся.

Правила зарядки аккумуляторов гелевого типа

При зарядке гелевых аккумуляторов надо соблюдать следующие правила:
Зарядные устройства, применяемые для зарядки традиционных, кислотных аккумуляторов, нельзя использовать для работы с гелевыми, так как конечное напряжение у них разное.
Использование высокого напряжения для заряда AGM-аккумулятора приводит к тому, что электролит выкипает и сокращается время службы агрегата.
Зарядное приспособление должно позволять изменять ток заряда. Для того, чтобы аккумулятор действовал максимальное время, ток заряда должен иметь величину не менее 15% от номинальной ёмкости батареи. При зарядке меньшим током увеличится время заряда, но вреда батарее это не принесёт. Резко снизится время службы устройства тогда, когда ток превысит рекомендуемую величину.
В зарядном агрегате должна быть предусмотрена возможность температурной компенсации. Условия зарядки могут изменяться в зависимости от температуры в помещении и температуры батареи. Если, например, аккумулятор нагревается на 1000C, напряжение нужно уменьшить на 0,3-0,4v. Зарядное устройство должно учитывать нагрев в результате изменения температуры. Идеально устройство, которое делает самостоятельно перерывы при зарядке тогда, когда достигается определённая температура.

Зарядка должна проходить, по мнению специалистов, в несколько этапов:
1. Выполняемая зарядка проходит при росте напряжения.
2. Этап характеризуется постоянным напряжением и снижающейся силой тока.
3. Заряд поддерживается на минимальном напряжении и силе тока. Эта стадия выполняется тогда, когда собираются поставить батарею на хранение.
Зарядное устройство надо выбирать с достаточно обширным диапазоном температур, хотя для большинства моделей рабочим является интервал от +50C до +4000C. Но не исключена необходимость зарядки при отрицательной температуре, где и понадобится это устройство.

Порядок работы с зарядным устройством

Алгоритм работы с прибором представляет следующую последовательность действий:
1) Включаем прибор и измеряем силу тока батареи. Начинаем зарядку.
2) После прохождения начального этапа действий, прибор прекращает процесс и даёт возможность батарее остыть. Здесь надо отметить способность устройства автоматически прекращать процесс тогда, когда батарея достигает определённых параметров.
3) Замер силы тока выполняется устройством в интервалах между зарядками. При достижении определённого значения зарядка останавливается.
Приведённые данные говорят о том, что популярность гелевых устройств будет расти, особенно у владельцев мотоциклов и скутеров.


Гелевые аккумуляторы – новый вид зарядных устройств: 3 комментария

  1. Учитывая особенности климата России, то гелевые аккумуляторы вряд ли подойдут для большинства автомобилистов, все-таки температуры бывают очень низкими.

  2. Почему название статьи утверждает, что гелевые аккумуляторы – это новый вид зарядных устройств? Содержание статьи говорит об обратном.

  3. Пользуюсь гелевым аккумулятором уже больше года. Все устраивает. Главное достоинство большое число циклов заряда — разряда!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *