Механика, автомат, робот или вариатор?

При покупке нового или подержанного авто возникает необходимость выбрать тип коробки передач, чтоб переключение скоростей не вызывало трудностей, было максимально комфортным. Сделать правильный выбор можно, изучив разновидности коробок.

Назначение

Основная задача коробки передач — изменение, передающегося от мотора к колесам, крутящего момента и частоты, обеспечение движения транспортного средства «задним ходом», отсоединение привода от трансмиссии во время стоянки авто и при движении накатом (под действием инерции).

Согласно конструктивным особенностям различают такие разновидности коробок:

  • механическая;
  • автоматическая;
  • роботизированная;
  • вариаторная.

В каждом типе агрегатов есть несколько подвидов. Предлагаем вам ознакомиться с видами коробок, их отличиями, преимуществами и недостатками.

Посмотрите видео о различных типах КПП:

Механика

Коробки с ручным переключением скоростей называются механическими. Их конструкция достаточно простая, позволяет водителю самостоятельно осуществлять контроль над автомобилем. МКПП состоит из корпуса, картера и передач. Передачи представляют собой две шестерни различных размеров. Одна шестерня вращается при помощи привода, а вторая передает вращение колесам. Чтоб переключить скорость, водителю необходимо воспользоваться рычагом, находящимся внутри салона.

kak vybrat korobku peredach
Так выглядит рукоятка МКПП

Плюсы МКПП:

  1. Такой тип коробок используется в заднеприводных и переднеприводных машинах.
  2. Агрегаты не нуждаются в дополнительном охлаждении.
  3. Небольшая стоимость из-за простоты конструкции.
  4. Большой КПД.
  5. Небольшой расход горючего.
  6. Возможность осуществлять буксировку другого транспортного средства.
  7. Механика позволяет своевременно изменить крутящий момент — это достоинство МКПП часто используется гонщиками при соревнованиях.
  8. Можно самостоятельно контролировать динамику разгона.

Минусы указанного вида коробок:

  1. Для плавного переключения передач необходим опыт эксплуатирования МКПП.
  2. Долгое время переключения самой передачи.
  3. Необходима постоянная работа педалями и рычагом — это утомляет водителя.
  4. Нужно правильно подобрать передачу в зависимости от условий движения.

Механику предпочитают водители с большим стажем, плюс с нее инструкторы рекомендуют начинать вождение новичкам при сдаче на права. Научившись управлять МКПП, вы с легкостью освоите и другие виды коробок.

Автоматическая КПП

kak vybrat korobku peredachКоробка автомат обеспечивает подбор передаточного числа в зависимости от условий движения машины без участия водителя — нет педали сцепления. Классическая гидравлика представляет собой механическую коробку передач, оборудованную специальным механизмом, обеспечивающим автоматическое переключение передач и выжимание сцепления. Она оснащена гидротрансформатором, а также зубчатыми и планетарными механическими передачами. Гидротрансформатор не входит в состав КПП, на него возложены функции сцепления. За смену передач отвечает гидравлический блок, которым управляет электроника. Типы механизмов переключения КПП бывают различные.

Преимущества коробок автомат:



  1. Нет необходимости самостоятельно переключать передачу — комфортное вождение.
  2. Коробка автомат переключает передачу даже, если привод работает на полную мощность.
  3. Отсутствует откатывание транспортного средства при троганье с места на ровной плоскости.
  4. В отличие от МКПП, коробки автомат способны защитить привод и ходовую часть с помощью гидротрансформатора от перенагрузок.
  5. Исключена возможность самостоятельного движения машины на неровной поверхности.

Недостатки указанной разновидности коробок:

  1. АКПП отличаются от механики большим расходом горючего, имеют меньший КПД, потому что присутствуют потери в трансформаторе.
  2. Имеют высокую стоимость.
  3. Дороже в обслуживании, чем механические агрегаты.
  4. Нет возможности завести авто с «толкача».
  5. Присутствует задержка при переключении передач.

Модернизации и инновационные технологии, присутствующие в коробках автомат, по эффективности работы проигрывают механике.

Роботизированные коробки

kak vybrat korobku peredach

Различают два вида роботизированных коробок:

  1. Простая — по конструктивным особенностям напоминает классическую механику, но управление переключением передач осуществляется роботом (электроникой). Отсутствует педаль сцепления. Во время переключения передач происходит разрыв потока крутящего момента, следовательно, ощущаются провалы при разгоне.
  2. Усовершенствованная (преселективная), представляет собой механику, имеющую два сцепления с прямым включением. Одним сцеплением включаются четные передачи, вторым — нечетные. Следовательно, можно достигнуть плавного разгона: переключение происходит в течение нескольких секунд.

Плюсы роботизированных агрегатов:

  1. Большая экономичность, указанные коробки передач экономичнее двух предыдущих видов.
  2. Стоимость ниже, чем АКПП.
  3. Небольшой вес.
  4. Бывают модели машин, оборудованные подрулевыми лепестками для ускорения переключения передач.

Недостатки:

  1. Бывает задержка при переключении передач.
  2. Присутствуют рывки авто во время переключения.
  3. Машина немного откатывается, начиная движение.
  4. Во время остановки (дольше нескольких секунд) электроника требует включение нейтрала.
  5. Чувствительны к пробуксовкам.

Простые роботизированные трансмиссии содержат больше минусов, чем плюсов. Усовершенствованные агрегаты отличаются высокой стоимостью, дорогие в обслуживании.

Вариатор

kak vybrat korobku peredachЭтот вид трансмиссии является бесступенчатым: фактически отсутствуют передачи. Конструкция вариатора состоит из ведущего и ведомого шкивов, между которыми выполняет вращательные движения ремень, радиус его вращения изменяется. Передаточные числа меняются постоянно как при разгоне, так и во время остановки машины. Такой механизм дает возможность обеспечить плавную работу КПП, полностью отсутствуют толчки и рывки. Вариаторные коробки оснащены микроэлектроникой, то есть системой управления. Есть модели автомобилей, оборудованные имитацией передач (типтроник), переключающей режимы работы вариатора.

Достоинства вариаторов:

  1. Работа привода осуществляется в оптимальном для него режиме.
  2. Плавность езды — максимальный комфорт.
  3. Расход горючего больше, чем у механики, но меньше чем у АКПП.
  4. Хорошая динамика разгона.
  5. Простота конструкции.
  6. Можно достигнуть максимального ускорения машины.

Недостатки:

  1. Высокая стоимость.
  2. Дороговизна при ремонте и обслуживании.
  3. Вариатор чувствителен к пробуксовкам.
  4. Коробки нельзя использовать с мощными приводами из-за усилий действующих на ремень.
  5. Задействованы дополнительные механизмы для троганья с места и заднего хода.
  6. Необходимость в дорогостоящем масле: указанный тип коробок чувствителен к перегревам.
  7. Хуже динамика, чем в механике.

Использование вариатора предусматривает наличие гидротрансформатора или гидромуфты — уменьшает КПД авто.

Подведем итоги

Для каждого водителя идеальной будет коробка передач, обеспечивающая комфортное вождение, определяющееся стилем езды. Любителям скорости и маневров стоит предпочесть МКПП или роботизированные агрегаты. Для комфортного вождения по городу  — автомат.  Если вы предпочитаете сочетание плавной езды с комфортом — вариатор.


Механика, автомат, робот или вариатор?: 2 комментария

  1. У нас стоит автомат на ГАЗели. Так он себя прекрасно зарекомендовал не только по поездкам по городу, но и на трассе. Управление проще, поэтому водитель меньше устает. А это главное.

  2. У меня на Колеосе вариатор из строя выходил. «Официалы» захотели за новый порядка 350 тыс (!), это при том, что всю машину я покупал за 750 т.р. )) 2011 год. В итоге нашел б.у. коробку за 80 тыс (( Все равно очень дорого… Ремонтировать не стал. Т.к. толком гарантий нет, что она через месяц опять не встанет, а сервисы за это хотят от 40-50 тысяч. Так что я не большой фанат вариаторов теперь, как понимаете))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *