Как составные элементы ходовой, подшипники ступицы очень важны для обеспечения работоспособности транспортного средства и безопасности участников дорожного движения. При выходе из строя данных элементов автомобиль может стать неуправляемым. Их надлежащее состояние должно контролироваться во время эксплуатации автомобиля и при необходимости при ТО следует проводить замену ступичных подшипников.
Содержание
Ступица
Ступица – центральная часть вращающейся детали, нанизываемая на колесную ось. Она сопрягается с диском, спицами и ободом колеса. В ее внутреннее отверстие впрессовывается подшипник. Ступица не только крепится к колесу, но и позволяет ему вращаться. Если она соединена с ведущей колесами, то является еще и элементом трансмиссии. С нею связана и тормозная система автомобиля. Необходимости в установке новой ступицы обычно не возникает, а вот замена ступичного подшипника – операция, избежать которой невозможно. Менять весь ступичный узел приходиться только в том случае, когда он является неразборным, и замена подшипника ступицы как отдельная операция невозможна.
Причины и признаки поломки
Подшипники не подлежат ремонту, поэтому в случае поломки их меняют. Срок службы этой детали рассчитан на 100 000 километров пробега, но целый ряд факторов способствуют сокращению этого срока:
- Эксплуатация в сложных условиях, в условиях плохих дорог.
- Плохое качество смазки, ее недостаток или избыток.
- Попадание влаги и пыли.
- Ошибки при смене колес: отсутствие регулировки и неправильный зазор, перезатяжка втулки и т.п.
Обязательно посмотрите видео о диагностике подшипника:
Поэтому, несмотря на величину пробега, подшипники следует проверять каждый раз, когда проводится ремонт тормозных колодок. О выходе из строя свидетельствуют признаки:
- Перегрев ступицы.
- Люфт колеса.
- При движении по ровной дороге возникает монотонный гул в области передних или задних колес.
- Стук, усиливающийся при езде по неровной дороге.
- Нехарактерное притормаживание при повороте руля.
При наличии этих признаков необходимо провести диагностику состояния автомобиля, т. к. эти признаки могут свидетельствовать о наличии других проблем.
Операцию замены подшипникового узла можно провести самостоятельно. Для этого понадобится: домкрат (подъемник), отвертки, ключ баллонный, съемник для ступичной гайки, монтировка, смазка – литол, может быть, и зубило.
Итак, замена подшипника ступицы переднего колеса: алгоритм действий
Подготовительные этапы:
Фиксируем ручной тормоз. Под колеса, расположенные сзади, ставим специальные упоры.
- Немного ослабляем болты крепления и отсоединияем гайку подшипника.
- Если на вашем транспортном средстве диски выполнены из легкосплавных материалов, то предыдущую операцию проводим так: снимаем колесо, в то время как ассистент фиксирует педаль тормоза, снимаем гайку.
Демонтаж суппорта: с помощью отвертки отжимаем суппорт, с помощью ключа отсоединяем суппорт от поворотного кулака, фиксируем суппорт, чтобы он не повис на тормозном шланге. Отсоединяем тормозной диск от ступицы.
- Проводим замену подшипника, используя один из трех предлагаемых методов, описанных ниже.
Метод первый. Если при монтаже вы не хотите трогать болт регулировки развала и не страшитесь неудобств при ремонте, то выбирайте смену подшипника без съема поворотного кулака. Для этой операции понадобится съемник, а также смотровая яма или подъемник.
Метод второй. При этом методе извлечь подшипник и установить новый будет значительно удобнее, но в этом случае нарушается регулировка развала. До начала операции следует установить 2 метки, отмечая положение регулировочного болта и поворотного кулака. Отворачиваем болты, которыми шаровая опора крепится к кулаку. Осторожно постукивая, удаляем болты. Демонтируем поворотный кулак. Используя наставку подходящего размера, сбиваем ступицу с подшипника. Убираем стопорное кольцо. С помощью тисков фиксируем съемник и удаляем заменяемую деталь. Очищаем посадочное место от грязи, смазываем его. Запрессовываем новый подшипник, крепим стопорное кольцо. Поворотный кулак монтируем на ступицу. Прикладывая усилие к внутренней обойме подшипника, вбиваем его до упора. Устанавливаем остальные элементы в обратном порядке. Затянув гайки подшипника, в обязательном порядке приминаем бортики гайки.
Метод третий. Применяется тогда, когда не подходят два первых, так как этот метод самый трудоемкий. В начале работы следует распрессовать рулевой наконечник. Отвернуть гайки, которыми верхняя опора крепить к кузову. На демонтированной стойке проводим замену.
Своевременная замена смазки в подшипниках ступиц передних колес продлит срок службы этих элементов.
Обязательно посмотрите видео о замене подшипника ступицы на Форд Фокус:
Особенности замены подшипника ступицы заднего колеса
- Ставим автомобиль на первую передачу. Домкратом поднимаем заднюю часть. Под передние колеса устанавливаем упоры.
- Отсоединив направляющие штифты, демонтируем тормозной барабан и тормозные колодки.
- С гайки крепления ступицы снимаем заглушку и, используя съемник, отворачиваем гайку.
- Сбиваем ступицу с цапфы. В идеальном варианте деталь снимается вместе с подшипниковым кольцом.
- Щипцами демонтируем стопорное кольцо, сбиваем пыльник. Работаем аккуратно, чтобы не повредить ступицу.
- Посадочное место очищаем от грязи, смазываем литолом.
- Съемником запрессовываем новый подшипник. Не использовать молоток!
- Монтируем пыльник и стопорное кольцо.
- Устанавливаем ступицу на цапфу, легко постукивая по внутреннему кольцу подшипника.
- Затягиваем цапфу, приминая бортики.
Собираем ступичный узел в обратном порядке, прокачивая, удаляем воздух из тормозной системы, регулируем стояночный тормоз.
Эту операцию лучше производить одновременно для обоих задних колес.
Обязательно посмотрите видео о замене заднего ступичного подшипника на Логане: