Подбирая нужный состав моторного масла для своей машины, автомобилисты сталкиваются с названиями: синтетика, полусинтетика, минералка, гидрокрекинг, пакет присадок. Что они означают, мы расскажем в данной статье.
Структура смесей, в чем отличие?
Моторные смеси состоят из базовой основы, к которой добавляются присадки, обеспечивающие жидкостям определенные свойства.
В зависимости от состава базовые основы делят так:
- минеральная;
- синтетическая;
- полусинтетическая.
Минеральные (Mineral) смеси представляют собой продукт перегонки нефти, их молекулярная решетка состоит из молекул различного размера и строения. Неоднородность молекул приводит к нестабильности вязкости при разных температурных режимах. Минералка является наиболее дешевой основой. Существует два способа улучшения структуры минералки:
- Очистка минеральной основы от примесей смол, кислот, сернистых соединений и так далее. Этот способ не позволяет получить идеальную основу без примесей.
- Гидрокрекинг — технология переработки сырья, при которой не удаляются нежелательные примеси, а происходит преобразование нежелательных компонентов в углеводороды нужного строения для стабильности вязкостных характеристик в широком диапазоне температур. По своим свойствам гидрокрекинговые жидкости приближаются к синтетике.
Синтетические (Synthetic) жидкости получают путем синтеза из углеводородных соединений. Они отличаются устойчивостью вязкостного параметра при различных температурных режимах.
Состав полусинтетических смесей (Semi-synthetic, Part-synthetic), состоит из 70-80% минералки смешанной с 20-30% синтетики. Они отличаются от синтетики меньшим диапазоном рабочих температур и демократичной ценой.
Состав большинства современных машинных жидкостей состоит из нескольких групп базовых масел и пакета присадок — это дает возможность сгладить недостатки каждой базовой основы в отдельности.
Нужно отметить, что большинство производителей моторных смесей выдают гидрокрекинговые масла за полусинтетические, иногда синтетические.
Просмотрите видео о структуре моторных жидкостей:
Присадки, зачем их используют?
Присадки — вещества, которые добавляются к базе масла для улучшения эксплуатационных свойств смесей. Их использование позволяет увеличить срок замены моторной жидкости. При этом большое внимание уделяется экологичности состава полученного масла, в нем не должно быть зольных осадков больше 1,5%. Маркировка «Low SAPS» указывает на малое количество серы, фосфора, зольных соединений в составе моторной жидкости.
Различают такие основные виды присадок, которые входят в состав моторного масла:
- Вязкостные — приводят к увеличению вязкости масла, стабилизируют показатель текучести при различных минусовых и плюсовых температурах.
- Противопенные — позволяют избежать вспенивания моторной смеси при высоких температурах.
- Депрессорные — предотвращают кристаллизацию жидкости при достаточно низких температурах, обеспечивают текучесть смеси.
- Антиокислительные — уменьшают количество окислительных реакций при повышенных рабочих температурах.
- Противоизносные, антифрикционные, противозадирные — обеспечивают моторной жидкости хорошие трибологические показатели.
- Диспергирующие — обеспечивают нахождение мелких частичек примесей отработанного топлива во взвешенном положении, предотвращают образование нагара на элементах мотора.
- Модификаторы трения — уменьшают силу трения в узлах привода.
Заключение
Учитывая современный уровень технологических разработок двигателей, можно сказать, что использование в них моторных смесей без присадок невозможно, потому что базовая основа не обеспечит защиту привода. Из-за этого автомасла содержат присадок примерно до 20%.
Ведущие производители моторных автомасел выпускают всесезонную продукцию, которую можно использовать при широком диапазоне температур. Выбирая ее для определенного авто нужно учитывать рекомендации дилеров авто и допуски, чтоб примененные присадки не вступили в агрессивную реакцию с материалом, из которого изготовлены детали привода.