Безопасное вождение автомобиля невозможно представить без хорошо работающей системы торможения. Помимо различных деталей и узлов она содержит специальную жидкость, от качества и свойств которой напрямую зависит эффективность тормозов.
Во время эксплуатации свойства тормозной жидкости становятся хуже, что влечет за собой полную ее замену. Каждый производитель сам устанавливает интервал обслуживания, в том числе, и для замены тормозной жидкости.
Содержание
Справка
Тормозная жидкость предназначена для работы в гидравлических тормозных системах и ее особенностью является устойчивость к температурным воздействиям и особая вязкость. Нормы DOT разделяют тормозные жидкости по температуре кипения и вязкости.
-
DOT-3 применяется для стандартных автомобилей, с невысокими скоростными характеристиками
-
DOT-4 используется на большинстве серийных автомобилях, с дисковыми тормозными системами
-
DOT-5.1 предназначена в основном для спортивных автомобилей, с высокими нагрузками на тормозную систему
-
DOT-5 по своим эксплуатационным характеристикам аналогична DOT-5.1, но изготавливается на другой основе и в большинстве случаев применяется в автоспорте
Помимо этого все разновидности должны обладать еще целым набором свойств, которые несвойственны другим жидкостям:
-
Защита от коррозии. Это позволяет оберегать металлические части тормозной системы от химических реакции
-
Смазывающие свойства. Они необходимы для уменьшения трения движущихся деталей (тормозные цилиндры, поршни, манжеты)
-
Безопасность для резиновых узлов. В процессе эксплуатации они не должны терять свои характеристики
-
Сохранение рабочих свойств при перепадах температур. В большинстве случаев указан диапазон от -40 до +100°С. При работе в таких температурах не должно быть окисления, образования осадка, изменения вязкости
Виды и применение
Существует три вида тормозной жидкости: минеральная, гликолевая и силиконовая.
-
Применение минеральной жидкости характерно для старых автомобилей, где резиновые уплотнения не рассчитаны на взаимодействие с гликолевыми жидкостями и могут потерять свои свойства, что приведет к отказу тормозной системы.
-
Гликолевая – состоит из множества соединений, имеет высокую температуру кипения и стабильность работы. Недостаток – имеет способность накапливать воду (гигроскопична)
-
Полигликолевая – имеет более высокие технические характеристики, но в остальных, сопоставима с гликолевой
-
Силиконовая – это технологии автоспорта. Диапазон температур от -100 до +350°С. Жидкости на силиконовой основе не совместимы с другими по все параметрам.
Когда менять, а когда доливать
Тормозная жидкость имеет свойство терять свои характеристики по мере эксплуатации автомобиля. Многие производители указывают интервалы контроля и замены жидкости, в среднем это один раз в 2 – 3 года.
Доливка тормозной жидкости проводится по мере необходимости или после проведения ремонтных работ, которые повлекли частичное вытекание жидкости. Сколько доливать, можно понять по меткам на бачке. ВАЖНО: при доливке тормозной жидкости необходима их полная совместимость!
По всем правилам и технологиям не допускается частичная замена тормозной жидкости, поэтому систему всегда заполняют новой. Старая и новая – будут иметь разные характеристики, что влечет за собой неравномерность работы тормозной системы.
Определить, нужно ли проводить замену в большинстве случаев можно с помощью визуального осмотра. Если в бачке есть отложения, жидкость стала мутной или изменила цвет – необходима полная замена. Осуществить эту процедуру можно во многих автосервисах или самостоятельно, за исключением некоторых моделей автомобилей, оборудованных электронными системами (ESP, EBD и т.д.). Рассмотрим подробнее особенности замены тормозной жидкости. Рекомендуем к просмотру данное видео:
Автомобиль без АБС
Отсутствие на автомобиле вспомогательных систем, в том числе АБС – значительно упрощает процесс замены. Есть два способа проведения этой процедуры. Какой выбрать – зависит от предпочтений и удобства.
Первый. Для начала производится слив всей жидкости из системы. Для этого нужно выкрутить или ослабить все штуцеры из гидропривода (находятся на суппортах). После этого бачок наполняется новой жидкостью, и она закачивается в систему нажатием на педаль тормоза. Когда из одного из штуцеров начала бежать жидкость – его закручивают, процесс повторяется на всех оставшихся. Далее нужно «прокачать» тормоза, чтобы избавиться от воздуха в системе.
Второй. Этот способ потребует больше новой жидкости, но не требует «прокачки» после окончания работ. Замена производится путем прокачки каждого контура по очереди. Во время «прокачки» новая доливается в бачок и заменяет старую, при этом, не допуская воздух в систему. Недостаток данного способа в том, что старая жидкость частично останется в системе и смешается с новой.
Порядок прокачки:
-
Диагональные контуры: начинать нужно от заднего правого колеса к переднему левому и далее от заднего левого к переднему правому
-
Параллельные контуры: зависит от наличия в автомобиле АБС, но обычно работы выполняются сначала на задней оси (правое — левое), затем на передней в том же порядке
Если данные работы выполняются в автосервисе, то в большинстве случаев используется аппарат для замены тормозной жидкости. Через переходник он подключается к бачку и путем нагнетания давления в системе выдавливает старую жидкость, заменяя ее новой. Клапана рабочих цилиндров откручиваются в том же порядке.
Автомобиль с АБС
Если автомобиль не оснащен сложной системой АБС (гидроаккумулятор и блок клапанов должны быть в одном рабочем блоке), то применяется способ аналогичный для автомобилей без АБС с прокачкой отдельных контуров по очереди, с некоторыми замечаниями.
Во-первых, необходимо откачать старую жидкость из бачка и залить новую, до отметки «maximum» и закрыть бачок.
Далее нужно отсоединить разъем питания на крышке бачка, надеть прозрачный шланг на штуцер сброса воздуха, а другой конец опустить в емкость. На один оборот открутить штуцер и попросить напарника несколько раз надавить на педаль тормоза и зафиксировать ее в нажатом положении. Когда течь жидкости прекратиться, штуцер завернуть обратно и отпустить педаль тормоза. Такая операция подходит только для передней оси.
Задний контур, имеет высокое давление, поэтому прокачивается сразу и антиблокировочный модуль. Работу необходимо начинать с правого заднего колеса.
Для начала нужно подсоединить трубку к штуцеру (откручен на один оборот). После этого с помощью напарника нажать на тормоз и включить зажигание. Когда воздушные пузыри перестанут выходить из системы и появится новая жидкость – завернуть штуцер, зажигание выключить.
Далее нужно прокачать правое заднее колесо. Так же надеть шланг на отвернутый штуцер, включить зажигание (тормоз не нажимать) и дождаться окончания выхода пузырей и появления новой жидкости. После попросить напарника нажать на педаль тормоза до середины хода и завернуть штуцер. Когда насос закончит работу (определить на слух)- выключить зажигание.
После окончания работ нужно долить жидкость, столько, сколько требует уровень.
Работы так же могут быть выполнены с помощью специального оборудования, о котором говорилось выше. Для автомобилей с АБС он является предпочтительным и более удобным.
Меры предосторожности
- Избегайте попадания тормозной жидкости в глаза и дыхательные пути
-
Задний контур тормозной системы с АБС находится под высоким давлением. Опасайтесь резкого выброса тормозной жидкости
-
После окончания работ проверьте все соединения на герметичность
-
Первые минуты после начала движения несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы привыкнуть к изменениям в поведении автомобиля
-
Избегайте контакта тормозной жидкости с окрашенными деталями автомобиля, пластиком
Замена тормозной жидкости на автомобилях с ESP, EBD
В автомобилях, оснащенных системой распределения тормозных усилий (EBD), тормозным ассистентом (brake assist), системой курсовой устойчивости (ESP) и другими, сложно полностью заменить тормозную жидкость самостоятельно. Электронные помощники работают в паре с АБС и при попытке самостоятельной замены – компьютер выдаст ошибку, а в некоторых автомобилях может заблокировать запуск двигателя, посчитав дальнейшее движение небезопасным.
Чтобы осуществить операцию по замене тормозной жидкости необходимо ехать в сервис, где есть необходимое оборудование и программное обеспечение. Процедура занимает немного времени и позволяет избежать неприятностей связанных с электроникой управления систем активной безопасности.
Послесловие
Замена тормозной жидкости необходимая процедура, влияющая на безопасность вождения. При всей своей простоте – выполнять ее желательно в автосервисах, где есть специальное оборудование, специалисты уже на опыте знают, сколько нужно жидкости для той или иной модели. Стоимость работ разнится от 600 до 1000 рублей. Если оплачивать нормо-час, то цена будет зависеть от того, сколько времени мастер потратит на работу.
Появилась необходимость замены тормозной жидкости. Автомобиль купил недавно, в технике особо не разбираюсь. Хотел было сам долить к оставшейся жидкости, но не знаю что за жидкость там была. Видимо поеду на сервис менять, хоть буду уверен что правильно все сделают и что именно залили. А со временем может и сам справлюсь. Отличная статья, особенно для таких новичков как я.